Хотите всегда оставаться в курсе событий? Подписывайтесь на @cryptochan и получайте новости в нашем Telegram канале.
×
Жемчужины Эрмитажа в цифре: Как развивается виртуальное искусство
Культурный Петербург на этой неделе обсуждает новости из Эрмитажа. Наш главный музей рискнул пустить с молотка цифровые копии шедевров мировой живописи из своей коллекции. Торги проходят на площадке NFT, копии защищены токенами и будут увековечены в блокчейне. Упростить этот «птичий язык» не получится, но чтобы хоть что-то понять: участники торгов платят десятки тысяч долларов за цифровые двойники бесценных полотен. Украсить ими стены невозможно, но знающие люди говорят — мы на пороге настоящей революции в искусстве. Эрмитаж, вступив на этот путь, только подтверждает свою репутацию первого. «Мадонна Литта», «Юдифь», «Куст сирени», «Композиция VI», «Уголок сада в Монжероне» — настоящая жемчужина Эрмитажа. Разумеется, полотна бесценны и вряд ли смогут оказаться в чьей-нибудь коллекции. А вот их цифровой даже не двойник, а оригинал — в воплощении, так называемого, NFT-токена может позволить себе богатый собиратель. На торги оцифрованные картины вышли с высокой ценой — 10 тысяч долларов. NFT, то есть, невзаимозаменяемый токен — виртуальная цифровая единица в блокчейн-сети. По сути, сертификат, подтверждающий право владения изображением, видеороликом или аудиофайлом. Он уникален, подделать невозможно. В нем отражены дата и время создания с точностью до секунды, когда был продан предмет виртуального искусства и вся история о собственниках. «Они защищены от копирования, от подделки, от взлома и от других рисков. Сделаны таким образом, что их транзакции можно прозрачно проследить. Для пользователя это и надежно и очень открыто», — рассказывает член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн Госдумы РФ Александр Беспалов. Спрос на такое искусство уже пережил бум зимой этого года. Тогда, например, был продан на торгах знаменитый мем Nyan Cat за 590 тысяч долларов. И это не рекорд. Аукционный дом «Кристис» пустил с молотка NFT-токен за баснословные 69 миллионов долларов, однако посмотреть объект или скопировать его может любой желающий. Вот такая эксклюзивность. «Как и предрекал в свое время Малевич, он написал работу под названием «О новых системах в искусстве», и вот мы находимся в той стадии новой системы», — подчеркивает художник, музыкант и актер Сергей Бугаев. Художник Сергей «Африка» Бугаев пусть и пока к непривычному для себя искусству относится с пониманием. Говорит, что и сам планирует создать несколько NFT-токенов. Все это закономерно, ведь цифровизация, конечно бы не обошла стороной дело всей его жизни. В то же время виртуальное искусство скорее будет идти бок о бок со вполне себе реальным. «Это все имеет отношение ни столько к искусству, сколько к расщепляющимся уровням реальности. Человечество перешло в новую стадию, связанную с цифровым измерением. Поэтому в основе NFT, находится такое понятие как «цифра физическая». Это то состояние человечества, в которое мы входим», — говорит художник. Входят в это состояние многие художники острожно. Часто создают осязаемые работы, а после их цифровую версию. Иногда первое церемониально уничтожается. Как это было с работой Бэнкси. Показательно сжег ее нынешний обладатель, предварительно переведя картину в NFT-токен. Никита Унксов знаком с коллекционерами классического, в понимании осязаемости, искусства. Говорит, среди его круга вряд ли кто-то отправится на виртуальные торги. На то есть свои причины. «Первая мотивация — это любовь к искусству, с этого начинается коллекция картины. Дальше срабатывают два фактора. Первый фактор — это тщеславие и соревновательность. Вот, это мое и у меня это у одного и больше ни у кого такого не будет. А тут появляется возможность создать цифровые копии», — отмечает член правления Российского творческого союза работников культуры, председатель секции галеристов и коллекционеров Никита Унксов. Рассматривать их можно будет не наматывая километры по залам музеев, а привычным для современников образом — на экране мобильных устройств. Куратор выставок Лизавета Матвеева понимает, что интерес к виртуальному — это, в том числе, пережиток пандемии. В нее она организовала ни одну экспозицию. С токенами пока не работала, хотя понимает, что совсем скоро и это ей предстоит. Ведь дропы — так называют выпуск цифровых работ художников — появляются значительно чаще, чем живопись маслом или графика в привычном нам понимании. «Должна сформироваться система ценностей и оценок в этой среде. Очень многие начали делать дропы. Но как оценить, кто профессиональный художник и чей дроп имеет художественное значение, а кто просто любитель», — говорит она. Для художников NFT-токены — это способ зарабатывать деньги без посредников. Сам рынок сейчас на спаде, особенно если сравнить с оборотами марта этого года. Тогда виртуального искусства была продано на 206 миллионов долларов. То, что сферу ждет развитие — это факт, ведь она со своей последовательностью в информации значительно упростит вопросы того же авторского права. Предвосхищая вопросы скептиков, эксперты сходятся во мнении, что онлайн искусство офлайну — не конкурент. Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»